Корреспондент: Беспилотный Wi-Fi. В крупных мегаполисах вскоре появится бесплатный Интернет

С помощью беспилотных самолетов частные компании готовы накрыть бесплатными сетями мировые мегаполисы, — пишет Павел Сивоконь в №19 журнала Корреспондент за 16 мая 2014 года.

Беспилотный Wi-Fi

В 2020 году новое созвездие спутников обеспечит  -покрытием значительную часть территории . Сегодня аппараты разрабатываются в компании Northrop Grumman. По словам Джанет Стивенс из американской Space Foundation, спутники будут передавать мощный импульс с орбиты, который сумеет преодолеть земную атмосферу.

Но это пока отдаленная перспектива. А в обозримом будущем заниматься созданием глобальной системы Wi-Fi намерены частные корпорации. И главной идеей в реализации этого проекта станут “вечные беспилотники” на солнечных батареях.

“Сейчас только 25 % населения мира получают доступ к Сети через беспроводной сигнал,  и главная причина такого низкого процента — неразвитость  инфраструктуры”, — говорит Корреспонденту старший аналитик Center on Global Change Чен  Жен Янг.

По мнению эксперта, летающие станции обеспечат Сетью  наиболее быстрорастущий сегмент рынка интернета — мобильные устройства.

Сегодня страна с самым большим количеством пользователей Сети, по данным Всемирного банка, — Исландия. Но такой показатель был достигнут прежде всего за счет незначительного числа жителей и маленькой площади государства. В Африке или Латинской Америке этот показатель колеблется в рамках 10-20 %. При этом даже в Европе беспроводными сетями покрыта только десятая часть территории.

Именно на ликвидацию “белых пятен” в сети Wi-Fi направлены два больших коммерческих проекта компаний Google и Facebook. Они готовы вкладывать миллионы долларов, чтобы хотя бы в развитых странах не осталось мест без свободного доступа к интернету.

Программы создания беспилотных аппаратов со станциями интернет-сигнала начались с инициативы Facebook. В январе прошлого года компания купила британскую корпорацию Ascenta — производителя дронов, как еще называют беспилотники.

Сумма сделки составила  $ 20 млн, которые детище Марка Цукерберга намеревалось покрыть, запустив первые беспилотники через три года и нарастив благодаря этому число своих подписчиков.  В день покупки акции Facebook поднялись сразу на 3 %, что стало самым высоким показателем единоразового роста в 2013-м.

А в апреле в Facebook заявили, что планируют создать специальный консорциум из нескольких компаний, отвечающий за информационное и аппаратное обеспечение свободной сети Wi-Fi в больших городах Европы и Северной Америки. В этот союз частных корпораций, предположительно, также войдут , Ericsson, Nokia и Qualcomm.

Следующим включился в гонку поисковик Google. Он объявил, что покупает за $ 60 млн американского производителя беспилотников Titan Aerospace со штаб-квартирой в Нью-Мексико. Так же как и Facebook, браузер обещает запустить первые дроны уже к концу 2015 года.

Понятно, что эти проекты имеют мало общего с благотворительностью. Как говорит эксперт Capital Economics Ltd. Пол Даллес, рост благосостояния компаний во многом зависит от постоянного расширения количества потребителей.

“В Европе и США поисковики и социальные сети подходят к порогу, за которым рост прибылей становится тяжелым делом. Потому они с надеждой смотрят на Африку и Азию”, — считает эксперт.

Как отмечает Даллес, сейчас в Европе 63 % населения постоянно пользуются интернетом, тогда как в Азии этот показатель составляет всего 27 %. Таким образом, рост покрытия в развивающихся странах может, по данным Всемирного банка, дать прирост пользователей на уровне 500 % в следующие пять лет.

Прокладывать полноценную систему кабелей в этих регионах невыгодно из-за величины территории и сложности рельефа.  И применение дешевых летательных аппаратов может стать выходом, который принесет миллиардные прибыли.

Боевой интернет

И Facebook, и Google рассчитывают использовать довольно простую технологию, чтобы дать бесплатный Wi-Fi максимальному количеству пользователей. Ее изобрели несколько лет назад в Агентстве передовых разработок армии США и пока применяли только в Ираке и Афганистане.

Блок передачи сигнала весит всего 9 кг и может обеспечивать доступ к системе 4G-связи радиусом 1,5 км.

“Конечно, многое тут зависит и от погодных условий, и от мощности передатчика. Но в боевых условиях мы уже проверили эту технологию и обеспечили надежную солдат и командного штаба на поле боя”, — поясняет Корреспонденту доктор Эшли Беггей из Агентства передовых разработок.

Блок подвешивается под крыло планера весом 80 кг и длиной 3 м. Это относительно небольшой беспилотник, способный незаметно кружить над территорией, передавая сигнал.

Теперь такие же аппараты начинают делать в Titan Aerospace. По словам представителей компании, система обеспечения Wi-Fi будет выглядеть примерно так.

Небольшой самолет выведут на высоту от 10 до 60 км, где он будет курсировать по кругу. Чтобы обеспечить ему постоянное пребывание в воздухе, оснастят солнечными батареями и аккумуляторами. Согласно проектам, он сможет покрывать интернетом круг диаметром до 40 км и находиться в воздухе несколько лет без посадки.

В прошлом сентябре самолет на солнечных батареях совершил перелет через Америку всего с несколькими приземлениями. Эксперимент доказал надежность подобных систем.

Ранее в Google планировали создать похожую на основе воздушных шаров, зависающих на высоте 20 км. По мнению Беггей, у такой модели есть недостатки, так как на шары оказывает влияние ветер и ими сложнее  управлять. Что касается дронов — их достаточно вывести на нужную траекторию и следить, чтобы они с нее не сбились.

Поначалу интернет с беспилотника будет доступен только в больших городах. Для проверки их планируют запустить сперва в Нью-Йорке и Токио. А уже потом — “подвесить” и в других  мегаполисах, где плотность покрытия значительно ниже.

Особенно привлекательны для частных компаний, говорит Даллес, большие города Африки. Они стремительно растут, их население покупает смартфоны,  но доступ к Wi-Fi там очень ограничен.

Дополнительная польза

В последние годы мода на использование дронов среди частных компаний неуклонно растет. Это, как полагает Мэтью Степа из The Information Technology &; Innovation Foundation, объясняется невысокой стоимостью и возможностью их непрерывной работы в течение многих лет.

Так, кроме интернета, проект Facebook и Google поможет в  метеонаблюдениях и создании более точной карты Земли. Предполагается, что на самолетах будет стоять фотоаппаратура с высоким разрешением, чтобы при необходимости обновлять карты, а также детекторы, измеряющие количество парниковых газов в атмосфере, с целью определения степени загрязнения воздуха над мегаполисами.

Другим важным направлением в использовании беспилотников в бизнесе станет доставка товаров. Эту идею в декабре 2013 года выдвинул основатель компании Джефф Безос. По его словам, мини-дроны смогут доставлять покупки в радиусе 20 км от складов компании.

Это новшество Amazon хочет внедрить в крупных городах США, чтобы сократить транспортные расходы. Система доставки должна заработать в 2015-м.

Эксперты пока сомневаются, что она будет эффективной, так как, в отличие от интернета, где достаточно вывести самолет на нужную высоту, доставкой придется управлять. Но в Amazon заявляют, что все равно не откажутся от идеи.

***

Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 16 мая 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Эта же новость на Корреспондент

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>